Если представители строительного рынка России не успеют вступить в саморегулирование в 2009г., в следующем будет слишком поздно. 22.08.2008 был принят закон №148-Ф3 «О саморегулируемых организациях», что в преддверии кризиса серьезно пошатнуло отрасль, однако строительные фирмы и организацию неустанно вступают, а многие и готовятся вступить в саморегулирование. НП приглашают и пополняют свои ряды новыми членами, формируют компенсационные фонды и получают статус СРО в строительстве. Сейчас в РФ насчитывает около двухсот НП, порядка восьмидесяти из них подготовили документацию и отправили на рассмотрение, и уже тридцать семь успели попасть в государственные списки, что свидетельствует о получении ими статуса СРО в строительстве. Уже к середине нынешнего года темпы регистрации стремительно возросли, Ростехнадзор извлек урок и исправил ошибки, допущенные в регистрации первых СРО в строительстве, а участники рынка путем многочисленных разъяснений и анализов уже вступивших организаций оптимизировали свои действия.
Основной промашкой и недочетом дебютных СРО в строительстве было малое число участников самих партнерств. Естественно, эта проблема актуальная не для крупных городов и урбанизированных областей РФ, речь идет о более спокойных и менее людных территориях, где собрать и совместить сто строительных предприятий в одном НП практически невозможно. По последним данным госструктуры лицензировали 260.000 строительных предприятий, вступить в саморегулирование изъявил желание лишь 1% от общей цифры. Странная статистика заставляет спросить, чем орудуют другие 99% предпринимателей и каким образом они собираются продолжать свою деятельность в 2010 году? Ответ прост, подавляющее большинство лицензированных фирм и предприятий попросту не готово вступить в саморегулирование. Ввиду отсутствия у них материальной базы, квалифицированного персонала и других, необходимых для вступления факторов. Из этого следует, что первоочередную задачу СРО в строительстве выполняет успешно, отсеивает с рынка не благополучных и недоброкачественных строительных агентов.
К тому же, для ускорения процесса перехода строительной отрасли на саморегулирование, необходимо проводить разъяснительные работы, семинары и конференции, повествующие о том, что такое СРО в строительстве, чем оно обусловлено и что необходимо делать для того чтобы вступить в СРО, во всех регионах страны. В этом существует острая необходимость, потому что многие предприниматели до сих пор не слышали ничего об СРО, а некоторые считают, что сроки действия системы лицензирования увеличат еще на два три года. Однако это великое заблуждение. У нее было порядка 15 лет для приведения в порядок строительной области РФ. А в итоге мы видим коррупцию, взяточничество, массу фирм не соответствующих никаким требованиям, но, тем не менее, продолжающих действовать на строительном рынке, уклонение от ответственности со стороны строителей за некачественно проделанную ими работу и многое другое.
За правильность и разумность СРО в строительстве говорит множество веских аргументов, одним из них являются строгие правила и оговоренные параметры, которым должна соответствовать каждая фирма и предприятие, изъявившие желание вступить в саморегулирование. Организации должны обладать всеми необходимыми инструментами и ресурсами для проведения строительной деятельности, профессиональными обученными работниками и т.д. данная необходимость поможет отсеять неблагонадежных строительных агентов со строительного рынка РФ.
Внедрение СРО в строительстве обусловлено не малыми проблемами, однако они решаемы, и переход не стоит на месте. Каждые семь дней по 1-2 НП становятся полноценными СРО, хотя по-прежнему остаются места, нуждающиеся как минимум в одной саморегулируемой организации. Правильным подходом в данной ситуации кажется в слиянии нескольких партнерств, для увеличения участников и получения больших шансов на аккредитацию. Такие случаи уже были, слияние проходило достаточно успешно, в итоге партнерства получали статус СРО в строительстве.
Скорее всего к первому числу будущего года саморегулирование в строительстве будет готово полностью заменить старую систему. Однако, могут образоваться и другие трудности. Уже сейчас чувствуется острая необходимость в создании общих правил и условий к работе саморегулируемых организаций, в частности в формировании общих стандартов для сертификации строительных предприятий. В законодательстве прописаны только базовые и обобщенные правила, а многие СРО дополняют и корректируют их. Поэтому стоит сформировать общий свод правил для всех СРО. Ко всему прочему есть и другие нюансы в которых закон об СРО требует доработки. Но этим будут заниматься не сами СРО в строительстве, а более высокий орган, формирующееся Национальное объединение СРО в строительстве, которое начнет свою работу приблизительно весной будущего года