Готовность Москвы оказать поддержку не только малому, но и среднему бизнесу продекларировали участники пресс-конференции, прошедшей 26 августа в Пресс-центре малого и среднего бизнеса Москвы в Центральном доме предпринимателя.
«К сожалению, дополнительных средств на поддержку среднего предпринимательства в бюджете не выделено, мы будем оперировать заявленной суммой в 2 млрд 300 млн рублей», — предупредил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев.
По его данным, в столице действует «более полутора тысяч средних организаций», то есть, согласно закону, с оборотом до 1 млрд рублей в год и численностью работников от 101 до 250 человек включительно, проблемы которых лежат вовсе не в области получения субсидий на старт предпринимательской деятельности, как это отмечалось множество раз у предпринимательства малого: как правило, «средние» предпринимательские организации — солидные предприятия, в основном производственные, с помещениями, высокотехнологическим оборудованием и квалифицированным персоналом.
«Средних предпринимателей в первую очередь волнует, конечно, дефицит производственных площадей, сложившийся в городе. Есть и желание построить себе нежилые помещения, есть и возможность арендовать их, однако цены зачастую неподъемны даже для средних организаций», — констатировал М.Вышегородцев.
Власти города уже приняли специальную подпрограмму к Комплексной программе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, в которой учреждено участие Москвы в долевом строительстве нежелых помещений для малого и среднего предпринимательства, а также выставление на конкурс уже имеющихся производственных помещений.
«Сегодня мы располагаем шестьюдесятью тремя такими участками, и мэр Москвы Ю.Лужков уже дал распоряжение выставить их на торги», — сообщил М.Вышегородцев.
По его словам, средний бизнес столицы также сталкивается с проблемой доступности кредитов, но, что важно, не с проблемой их получения, как малый бизнес, а главным образом с их дороговизной.
«Мы решили компенсировать среднему бизнесу две третьих процентной ставки, а также вести персональную работу с заёмщиками из числа средних бизнес-организаций. Для них даже 17-18% годовых является зачастую тяжким бременем в период кризиса, когда все эти издержки закладываются в цену конечной продукции, а значит, ложатся на потребителя. Покупательная способность населения и так слишком сильно упала», — заметил М.Вышегородцев.
Московские власти также компенсируют среднему предпринимательству лизинговые платежи по точно такой же схеме, что и малому бизнесу.
«В наших силах компенсировать затраты на подключение к электросетям. Кстати, с этого года, не только к электро-, но и к водным и тепловым, в размере 30% от стоимости проектировочных работ и получения разрешения на присоединение», — продолжил М.Вышегородцев.
Он считает, что среднему предпринимательству будут полезны и постановления правительства Москвы, принятые в 2009-ом году, о резком сокращении согласований при ведении строительной деятельности и нулевой плате согласований при присоединение к технологическим сетям.
«Наш мораторий на проверки коснется и среднего предпринимательства», — заключил М.Вышегородцев.
Председатель Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Жарков отметил, что помощь столичных властей в обустройстве среднего предпринимательства воспринята в «ОПОРе РОССИИ» крайне положительно.
«Мы надеемся на самое плодотворное сотрудничество со столицей по этому вопросу, тем более, что две недели назад провели большое совещание в ГУВД г.Москвы, договорившись о прекращении необоснованных проверок малого и среднего бизнеса», — заявил А.Жарков.
По его словам, доступ средних организаций к кредитам действительно затруднен, и если бы московские власти озаботились не только компенсацией процентной ставки по кредитам, но и самим доступом к ним, это стало бы решением проблемы.
«Вы сами видите, что практически все стройки Москвы встали, и связано это прежде всего с кредитными ресурсами. Москва могла бы принять участие в стимулировании спроса на жилье, формировании доступной ипотеки. Также средний бизнес волнует подмена предпринимательской деятельности неэффективными ГУПами, и этот вопрос мы будем в ближайшее время ставить перед мэром города. Нельзя не упомянуть в этой связи отрасль ЖКХ: чем больше в ней будет подлинно частного бизнеса, тем здоровее и эффективнее она будет», — считает А.Жарков.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», будут ли распространяться в той или иной степени льготы для малых предприятий в области выставочно-ярмарочной деятельности и продвижения товаров и услуг на внешние рынки на средние предприятия города, М.Вышегородцев ответил, что и компенсация расходов на выставочно-ярмарочную деятельность, и подключение системы Межрегиональных маркетинговых центров (Системы ММЦ), и Центра промышленной субконтрактации и партнерства коснется средних предприятий точно так же, как и малых.
«Нам бы хотелось, чтобы средний бизнес корректировал нашу работу. Голос его должен быть слышен», — высказал пожелание М.Вышегородцев.
По его мнению, средний бизнес более мобилен и быстрее способен перестраиваться и перепрофилироваться, потому что имеет для этого соответствующие ресурсы.
«Если малый бизнес по статистике закрывается и банкротится мало, это означает одно: предприятие может просто быть оставленным, законсервированным фактически, а официально числиться на балансе. Со средним бизнесом всё совершенно наоборот: тут и основные средства, и производственные площади, и армия сотрудников, требующих социальной ответственности. Тут все «по-настоящему», и потому среднему бизнесу невозможно избежать статистики, он весь на виду», — подчеркнул различие М.Вышегородцев.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», упирается ли дефицит производственных площадей в работу по формированию новых производственных территорий, М.Вышегородцев ответил, что степень готовности документов об образовании новых промышленных территорий разнится по городу довольно сильно.
«Проблема в том, что дефицит промышленных территорий превышает на сегодня даже дефицит офисов. Производственных площадей в городе много, но бизнес, особенно малый, научен горьким опытом: еще до кризиса случалось так, что промышленность звала к себе малые предприятия, а когда территории оказывались освоенными, а производство на них отлаженным, повышала аренду и выгоняла арендаторов. Сейчас ситуация примерно та же: промышленность снова готова пустить к себе малых производителей, но малый бизнес уже не верит в дешевую аренду. Так или иначе, 63 производственных участка для бизнеса у нас есть. Милости просим на торги», — заключил М.Вышегородцев.