Ликвидация
Официальная процедура ликвидации предприятий
Официальная процедура ликвидации предприятий — это форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Проведение этой процедуры возможно в двух случаях:
по решению участников (акционеров) или органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда. Это так называемые принудительная и добровольная ликвидации.
Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:
- если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
- если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
- если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Суд может принять решение о ликвидации предприятий в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер,
Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.
Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.
Принудительная ликвидация фирм
Принудительная ликвидация фирм проводится по решению суда в случаях:
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- наличия иных оснований, предусмотренных законом.
Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.
Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства.
Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить.
Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство).
Причины, по которым должник (фирма) ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности.
В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой фирмы для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссией фирмы.
Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов.
Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной).
Добровольная ликвидация
Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке:
- Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества и назначение ликвидационной комиссии; утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.
- Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
- Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.
- Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.
- Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
- Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).
- Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.
- Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.
- первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;
- четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- пятая очередь – производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.
- После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.
- Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
- Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.
- Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами АО в ликвидационном акте.
- По завершении расчетов с акционерами ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).
- Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
- Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации общества, следующие документы:Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации общества. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование.
- устав;
- справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
- справки из банков о закрытии счетов;
- письмо из органов статистики о снятии с учета;
- справку из архива;
- декларацию на уничтожение печати и штампов.
- Ликвидационная комиссия подает копии справок о ликвидации общества в налоговый орган и внебюджетные фонды.
- Налоговый орган выдает уведомление о снятии общества с налогового учета.
Преимуществом добровольной ликвидации является то, что запись о юридическом лице исключается из Единого Государственного реестра, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование.
Недостатки и альтернативные способы
Недостатками добровольной ликвидации является то, что это долгосрочный (от 4 до 8 месяцев) и бюрократизированный процесс, который, к тому же, в обязательном порядке, сопровождается налоговыми проверками. В нашей компании Вы можете заказать не только юридическое сопровождение данной процедуры, но и бухгалтерское сопровождение. Наши аудиторы могут взять на себя обязательства по бухгалтерскому сопровождению процедуры) составление промежуточного и итогового ликвидационных балансов, представительство интересов заказчика в налоговых органах, проведение взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами ликвидируемой организации и т.п.).
Альтернативные способы закрытия компаний Среди альтернативных способов закрытия бизнеса в настоящее время самой распространенной является процедура продажи компании.
Ликвидация компании достаточно хлопотное и долгое мероприятие, которое может на стадии проверок бухгалтерской документации в налоговой инспекции привести к необходимости перехода к другой, не менее трудоемкой и долгосрочной процедуре банкротства. И даже решив расстаться с предприятием у которого идеальный бухгалтерский учет и отсутствуют задолженности перед бюджетом и кредиторами, Вы обречены как минимум полгода не забывать о его существовании и обивать пороги государственных инстанций.
Альтернативой данной процедуре является продажа компании новому владельцу и назначение нового руководителя, в этом случае ответственность за дальнейшую судьбу предприятия будут нести уже новые лица.
Однако, такой способ приемлем и оправдан не всегда: уголовная ответственность руководителя и главного бухгалтера за правонарушения, допущенные в период их деятельности, остается на них и после смены на новых.
К ответственности могут быть привлечены и собственники юридического лица, если непосредственно своими указаниями привели к подобной ситуации.
Исходя из вышесказанного, прежде, чем выбирать тот или иной путь расставания с компанией следует проанализировать состояние бухгалтерской документации, а если есть возможность — лучше поручить это профессионалу (в т.ч. с целью нахождения лиц, которые будут являться покупателями Вашей компании).
Этапы продажи компании
И тем не менее на сегодняшний день это самая распространенная и востребованная из процедур. Заключается она, как правило, в следующем:
- заключение договора на юридическое сопровождение процедуры;
- подготовка пакета документов, необходимого для данной процедуры: договоров уступки доли в уставном капитале (для ООО), либо договора купли-продажи акций (для ЗАО), решение о смене руководителя, согласно которому Ваш генеральный директор будет освобожден от должности и назначен другой руководитель, формы заявлений, установленного образца;
- заверение необходимых документов у нотариуса (в нашей компании это занимает немного времени в силу того, что у нас уже наработана быстрая система заверения документов);
- подача (получение) документов в регистрирующий орган;
- комплекс мероприятий по переоформлению ликвидируемой фирмы и передаче деловой документации фирмы новым учредителям и новому генеральному директору.
При этом, существует возможность произвести перерегистрацию названия компании и/или её адреса местонахождения. Кроме того, необходимо отметить, что при данной процедуре существует не меньше тонкостей по сравнению с другими процедурами. Поэтому мы рекомендуем обратиться к нам за более детальной консультацией по данному вопросу.
Исполнение данной процедуры осуществляется полностью «под ключ». Сроки исполнения, как правило, составляют 10-14 рабочих дней.
Необходимые документы для проведения указанной процедуры (предоставляются в оригиналах)
При ликвидации юридического лица необходимо предоставить следующие документы:
- Учредительные документы (устав, учредительный договор в действующей редакции);
- Все свидетельства (в т.ч. обо всех изменениях);
- Выписка из ЕГРЮЛ (сроком выдачи, не позднее одного месяца);
- Решения (протоколы): о создании ЮЛ, обо всех состоявшихся изменениях, о назначении руководителя;
- Документы о постановке по фондам (ПФ, ФОМС, ФСС) (только в случае, смены наименования и места нахождения ЮЛ);
- Печать;
- Форма 1 и форма 2 баланса, сданного за последний отчетный период;
- Документы по банку (справка банка или договор на банковское обслуживание – на выбор).
- Копии документов на учредителей и генерального директора:
- если учредители (акционеры) юридические лица: свидетельства ОГРН и ИНН; документы, подтверждающие полномочия генерального директора данного юридического лица (или иного лица, выступающего представителем).
- если учредители (акционеры) физические лица: копия паспортов учредителей
- копия паспорта генерального директора.
Документы с 1 по 8 пункт предоставляются в оригиналах.